Preview

Машиностроение и компьютерные технологии

Расширенный поиск
№ 2 (2018)

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

1-17 236
Аннотация

В статье «Использование стратегических характеристик при оценке эффективности инновационных проектов» рассмотрена роль стратегических показателей при выборе оптимального инновационного проекта, определены основные подходы к оценке эффективности. Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях оценка внедрения инноваций обусловлена серьезным отставанием в инновационной сфере. Целью работы является развитие методов оценки инвестиционных проектов, в частности исследование и апробация системы сбалансированных показателей (BSC).

Вопросам оценки эффективности достижения целей через BSC посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых, среди которых А.К.Клочков, Д.Парментер, К.Ф. Грей, Э.У. Ларсон, Н.И. Чупахина, Е.М. Рогова, А. Вихров, П. Лекомцев. При этом некоторые исследователи особое внимание уделяют проблематике достижения стратегических и тактических целей организации.

Во введении описывается степень научной разработанности системы оценки эффективности инноваций. Исследовались экономические и стратегические взаимодополняющие подходы, позволяющие выделить обобщающие критерии, с применением системного анализа, экономического анализа, методов бизнес-планирования и анализа данных.

Первая часть статьи посвящена анализу стратегических показателей с точки зрения их группировки по критериальному признаку. Такой подход позволяет сформировать дерево целей, а также оценить результативность проектов в динамике по экономическим и стратегическим характеристикам.

Далее, во второй части статьи, описывается практический пример оценки стратегических показателей инновационного проекта. Результаты проведения качественной оценки проекта подтвердили предположение, о том, что решение об инвестициях может применяться с использованием стратегической составляющей.

Комплексная оценка позволяет сделать вывод о возможности применения результатов работы в деятельности российских промышленных предприятий, реализующих инновации. Подобная оценка расширяет перспективы сравнительной оценки инвестиционных проектов.

18-36 144
Аннотация

Одной из тенденций развития машиностроения является повышение нагрузочной способности машин. Для аэрокосмической отрасли указанное повышение желательно осуществлять без увеличения массы летательного аппарата, который состоит из агрегатов, механизмов, узлов и деталей машин. Среди механизмов значительную долю составляют механизмы, преобразующие вращательное движение в поступательное. Наиболее перспективными из них являются планетарные роликовинтовые механизмы (ПРВМ). Увеличить нагрузочную способность ПРВМ при той же массе можно за счет уменьшением угла  α  профиля витков резьбовых деталей этих механизмов (см. опубликованную ранее статью).

ПРВМ имеют ряд особенностей, одной из которых является  неравенство углов подъема резьбы винта и ролика в зоне контакта, из-за чего приходится увеличивать номинальное значение межосевого расстояния на величину приращения . В традиционных ПРВМ α=90º, и для них, как для частного случая с α=90º, разработаны методики по определению Δαw.

Для общего случая, когда значение угла α произвольное (α<90º для повышения нагрузочной способности), была разработана методика определения приращения Δαw (см. вторую опубликованную ранее статью) и методика расчета размеров основных деталей ПРВМ и полей допусков на них (см. третью опубликованную ранее статью), в которой используется приращение Δαw. Отсюда это приращение является ключевым параметром. Для определения Δαw разработаны численный метод и программа расчета на ЭВМ.

 В данной работе обнародованы многочисленные результаты расчета на ЭВМ приращения Δαw по разработанной методике. Величина приращения Δαw, рассчитанная по разработанной методике, совпала с величиной приращения Δαw, которая определялась для традиционных ПРВМ с углом α=90º. Выполнен анализ влияния на величину приращения Δαw различных конструктивных параметров. Установлено, что радиус, по которому очерчен профиль витков ролика, практически не влияет на величину Δαw. На величину Δαw существенно влияют угол профиля витков α  и шаг резьбы деталей ПРВМ. Построены графики для определения координат точки начального контакта сопрягаемых витков резьбы винта и роликов и графики для определения расстояния от точки начального контакта до кромки витка винта и ролика. Вся представленная информация может быть использована для проектирования ПРВМ, в том числе с повышенной нагрузочной способностью.

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

37-49 153
Аннотация

Экспериментально изучен один из пассивных способов снижения интенсивности ударной или детонационной волны в водородно-воздушной смеси, способной формироваться внутри герметичной оболочки ядерного реактора, т.е. в таких условиях, при которых принудительная вентиляция затруднительна или невозможна. В качестве пассивного элемента рассматривается пористое покрытие на боковой стенке канала.

Для упрощения решается задача снижения интенсивности и затухания детонационной волны в одномерной постановке в ограниченном канале, внутренняя поверхность которого покрывается пористым материалом. В качестве пористого материала использовались полиуретан, полиуретан, покрытый клейкой полипропиленовой лентой, и стальная шерсть.

Целью данной работы являлось определение характеристик ударно-волнового воздействия – максимальной амплитуды и импульса давления – на боковые стенки канала с пористым покрытием при тангенциальном распространении детонационной волны. Получены результаты для водородно-воздушной смеси при атмосферном давлении, не разбавленной инертными газами.

Динамика распространения фронта пламени регистрировалась с помощью скоростной цифровой камеры в оптическом диапазоне 400–1000 нм. Получены временные развертки движения фронта пламени и продуктов горения. Давление, с которым волна оказывает воздействие на боковую поверхность канала, определялось с помощью пьезоэлектрических датчиков давления. Представлены амплитудные значения давления, оказываемое на стенки, и интегральные значения импульсов давления.

50-78 175
Аннотация

Представлен краткий обзор основных работ и достижений Джозефа Генри, выдающегося американского ученого, первого директора ныне всемирно известного Смитсоновского института. Он открыл многие физические явления, но не писал о них и не получал патентов. Поэтому его открытия были вновь открыты другими людьми и носят их имена. Имя же самого Генри носит единица индуктивности. Генри входил в число первых 50 выдающихся ученых, включенных президентом Линкольном в состав Академии наук США, и с 1868 года был её бессменным президентом.Открытия и изобретения, сделанные Джозефом Генри, лежат в основе работы большинства электротехнических уст-ройств. Он создал самый мощный электромагнит того времени, первое в мире электромагнитное реле и электрический звонок, разработал первую в США модель телеграфа со слышимым сигналом, оказывал бескорыстную поддержку в работах С.Ф. Морзе и А.Г. Белла. Генри открыл явления электромагнитной самоиндукции и трансформации, провел многочисленные метеорологические наблюдения, Будучи главным научным советников правительства США,  он заложил научные основы методов прогнозирования погоды и организовал федеральную метеослужбу. Приведены интересные факты из жизни и деятельности Генри.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-9278 (Online)